ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЮСШ

* ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА.

Старший инструктор-методист Дуброва Светлана Александровна (специалист по социальной работе)- школьный уполномоченный по правам ребенка  в МБУ ДО ДЮСШ "Юность" (тел. 88635042542)

Зачем нужен уполномоченный по правам ребенка в школе?

Известно, что права ребенка определены Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ и другими законодательными актами. На практике не всегда эти права соблюдаются, и мы сталкиваемся с насилием в семье, психологическим давлением, конфликтами между учеником и учителем, учителем и родителями в школе. Именно потому необходим человек, который ежедневно будет помогать нашим детям в решении вопросов взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса с правовой точки зрения.

Памятка
о порядке обращения учащихся и их родителей в случае совершения в отношении несовершеннолетних физического или другого насилия.

     В настоящее время бичом во всем мире и в частности, в нашей стране, стало жестокое обращение с детьми.
     Жестокое обращение с детьми (насилие)— это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития.
     Различают четыре основных формы жестокого обращения с детьми:
•    Эмоциональное (психологическое) насилие
•    Физическое насилие
•    Сексуальное насилие, развращение
•    Пренебрежение (заброшенность, беспризорность)
    Зачастую жертвы насилия со стороны сверстников или иных лиц не говорят об этом никому, пытаются решить проблему самостоятельно (чаще это не удается).
    Стойкие отказы от посещения школы, потеря интереса к обучению, беспрестанные жалобы на здоровье, депрессивные состояния, замкнутость и отгороженность, полный уход в виртуальный мир компьютера - один из вариантов последствий систематического насилия.
    Для родителей нужно, прежде всего понять, что происходит с их ребенком - и если это насилие со стороны одноклассников, сверстников (любая его форма - физическое - побои, морально-нравственное - унижения, обзывания, провокации, не говоря уже о нарушении половой неприкосновенности) или иных лиц - нужно поговорить с ребёнком (подростком), объяснив ему (ей), что:
    Если терпеть — ничего не изменится, будет только хуже. Надо действовать. Не надо бояться, что в случае вмешательства взрослых и администрации будет хуже. Еще раз: хуже будет, если взрослые не вмешаются. Уговоры, подкупы, и попытки решить конфликт мирным путем обычно не срабатывают, иначе так бы их решали всегда.
 Что нужно сделать учащимся и родителям, когда им стало известно о фактах насилия по отношению к ребёнку (подростку)?

    Запомните, что тот, кто обижает, не хочет, чтобы вы куда-то пошли и рассказали об этом. Поэтому нужно начать обращаться во все компетентные инстанции, чтобы наказать обидчиков и восстановить справедливость.
    Помните, что в случае насилия над вами или вашим ребенком нарушены ваши (его) права:
1.    право на получение образования в достойных условиях;
2.    право на безопасное пребывание в общественном учреждении;
3.    право на сохранение своего здоровья (как соматического - физического, так и морального - психологического).
    Если обидчики почувствуют свою безнаказанность, они и дальше будут практиковать подобный стиль отношений.












* Здоровьесберегающие технологии

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 28.12.2010 N 2106 были сформулированы следующие требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья учащихся, воспитанников:

1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жиз

ни учащихся, воспитанников;

2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения учащихся, воспитанников;

3) рациональная организация образовательного процесса;

4) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;

5) организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;

6) организация профилактики употребления психоактивных веществ учащимися, воспитанниками;

7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся, воспитанников;

8) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся, воспитанников.

В МБУ ДО ДЮСШ «Юность» работа по сохранению здоровья учащихся и спортсменов организуется согласно федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся и спортсменов. 

Требования к целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся, спортсменов реализуются следующим образом:

1. Работа по формированию культуры здорового образа жизни ведется в системе и является важной составляющей работы школы, что отражено:  в уставе школы; в плане воспитательной работы школы, Модели воспитательной системы школы.

2. По вопросам здоровье сбережения школа активно сотрудничает с Управлением образования Аксайского района, образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, здравоохранения, федерациями по видам спорта, различными общественными организациями.

3.Преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования и спортивной подготовки  заложена в  дополнительных предпрофессиональных  программах и дополнительных  общеразвивающих программах по видам спорта.

4.Спортсмены школы обучающиеся на предпрофессиональной программе застрахованы от несчастного случая.

Требования к соответствию инфраструктуры  учреждения дополнительного образования условиям здоровьесбережения учащихся, спортсменов реализуются следующим образом:

1. Состояние и содержание территории, здания и помещений школы, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) соответствует требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.

2. Спортивные залы школы и спортивные сооружениями,  арендуемые на безвозмездной основе в общеобразовательных учреждениях города,  оснащены необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения  программ дополнительных предпрофессиональных и дополнительных  общеразвивающих общеобразовательных программ по видам спорта.

3. В спортивных залах и других помещениях для пребывания учащихся,  спортсменов выполняются санитарные правила естественной и искусственной освещенности, воздушно-теплового режима.

Требования к рациональной организации образовательного и тренировочного  процесса реализуются следующим образом:

1.Неукоснительно соблюдаются санитарные нормы в части организации образовательного и тренировочного процесса, что отражено в учебном плане и расписании занятий. Соблюдается режим учебы и отдыха: при составлении расписания учитывается  предельно допустимая учебная нагрузка, в зависимости от требования стандартов спортивной подготовки и других нормативных документов организации образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования.  В летний период  организуется пребывание детей в спортивно-оздоровительных лагерях.

2.В своей профессиональной деятельности педагоги школы учитывают возрастные возможности учащихся и их индивидуальные особенности.

3.Большое внимание уделяется соблюдению норм двигательной активности в соответствии с методикой  организации образовательного и тренировочного  процесса: разминка, основная и заключительная часть тренировочного занятия. В процессе организации занятий используются физические и дыхательные упражнения.

4. С целью профилактики травматизма во время организации образовательного и тренировочного процесса, осуществляется проверка  спортивного оборудования и инвентаря, обеспечивается страховка учащихся и спортсменов.

5.Уделяется внимание соблюдению здоровьесберегающего режима учащихся и воспитания в соответствии с требованиями санитарных правил;

Требования к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в спортивной школе реализуются следующим образом:

1. В соответствии с программами в  образовательном и тренировочном процессе  предусмотрена оптимальная физическая нагрузка для учащихся в зависимости их возраста, года обучения и этапа подготовки.

2. Ведутся занятия по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, по культивируемым в школе видам спорта. В каникулярный период времени (осень, зима, весна, лето) организуются спортивно-оздоровительные лагеря.   На базе школы организуются спортивные праздники (День открытых дверей, Итоги года), а также посвященные различным праздничным и историческим датам, постоянно практикуется участие в районных и городских спортивных праздниках  с показательными выступлениями.

3. На занятиях,  тренировках и по их окончании используются релаксация и восстановительные мероприятия.

4. Мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности являются частью воспитательной работы.

Требования к организации системы просветительской и методической работы с участниками образовательного и тренировочного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни реализуются следующим образом:

1. Профилактическая работа по вопросам здорового и безопасного образа жизни осуществляется в сотрудничестве с социальными партнерами (фонды, федерации по видам спорта).

2. Реализация Модели воспитательной системы школы, а также  оздоровительно-образовательной программы «Здоровья» предусматривает организацию воспитательных мероприятий по приобщению учащихся к здоровому образу  жизни, организации правильного питания, обучению навыкам выбора оптимальной двигательной нагрузки, возможности обеспечения страховки товарищу  и т.д.  

3. На сайте школы существует страничка "Здоровьесберегающие мероприятия".

Требования к организации профилактики употребления психоактивных веществ учащимися, спортсменами включают:

1.В рамках воспитательной работы проводятся  конкурсы рисунков на тему: «Я рисую спорт», конкурсов фотографий «Спорт в объективе».   Спортсмены школы выступают на районных конкурсах. Тренерами-преподавателями на родительских собраниях проводятся беседы по профилактике употребления ПАВ, с привлечением сотрудников полиции.

Требования к комплексному сопровождению системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся, спортсменов реализуются следующим образом:

1.В эпидемиологический период во всех спортивных залах проводится проветривание, дезинфекция.

2. В период проведения областных, всероссийских и международных соревнований организуется горячее питание в соответствии с требованиями санитарных правил качественного горячего питания спортсменов, соответствующего их энергозатратам, с учетом энергетической ценности продуктов и сбалансированности рациона.

3. На родительских собраниях и в рамках дней открытых дверей педагогами школы ведется информационно-просветительская работа с  родителями по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья учащихся. Родители получают информацию о возрастных и физиологических особенностях детей, об особенностях адаптации к  обучению в школе  или переходе в среднее звено, знакомятся с методами профилактики и укрепления здоровья детей.

4.  Ведется работа по профилактике   дорожно-транспортного травматизма. Разработаны методические рекомендации и подготовлен дидактический материал для тренеров-преподавателей и учащихся школы по вопросам здорового образа жизни, организации правильного питания и т.п., который размещен на страничке «Здоровьесберегающие мероприятия»

5. Проводится анкетирование родителей на предмет удовлетворенности организацией образовательного и тренировочного процесса. Проводится тестирование учащихся на предмет удовлетворенности микроклиматом в коллективе. Проводится диагностика  тревожности у учащихся групп СОЭ и ЭНП. Проводится диагностика адаптации учащихся групп СОЭ.  По результатам диагностики даются рекомендации родителям и тренерам-преподавателям.

Рациональное питание для спортсменов

Древнегреческий философ Пифагор писал: «Человек есть то, что он ест», подчеркивая тем самым важность качественного и полноценного питания.

Правильное питание помогает: 1) Предотвратить возникновение заболеваний; 2) Сохранить здоровье и привлекательную внешность; 3) Получать достаточно энергии для работы и активного отдыха.

Для спортсмена же правильное питание является необходимым условием эффективности тренировок и роста спортивных результатов.

Рациональное питание включает четыре основных раздела:

1. Энергетическое равновесие. Энергетическая ценность суточного рациона питания должна соответствовать энергозатратам организма.

Энергозатраты организма зависят от пола (у женщин они ниже в среднем на 10%), возраста (у пожилых людей они ниже в среднем на 7% в каждом десятилетии), физической активности, профессии. Например, для лиц умственного труда энергозатраты составляют 2000-2600 ккал, а для спортсменов или лиц, занимающихся тяжелым физическим трудом, до 4000-5000 ккал в сутки.

2. Сбалансированное питание. Согласно принципу сбалансированного питания, обеспеченность основными пищевыми веществами подразумевает поступление белков, жиров и углеводов в организм в строгом соотношении.

Таким образом, рациональное питание подразумевает, что белками обеспечивается 10-15%, жирами 15-30%, углеводами 55-75% суточной калорийности. В пересчете на граммы это составит при различной калорийности рациона в среднем 60-80 грамм белка, 60-80 грамм жиров и 350-400  грамм углеводов (при этом на простые углеводы должно приходиться 30-40 г, на пищевые волокна - 16-24 г).

3. Соблюдение режима питания. Питание должно быть дробным (3-4 раза в сутки) и регулярным (в одно и тоже время). Последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2-3 часа до сна. Временной интервал между полноценным приемом пищи и тренировкой также должен составлять 2-3 часа.

4. Питьевой режим. Прием жидкости должен осуществляться отдельно от приема пищи. Запивание еды большим количеством жидкости затрудняет пищеварение. Кроме того, важно помнить, что очищающую функцию (вымывание шлаков из клеток)  выполняет только чистая вода. Отсюда вытекает рекомендация выпивать стакан воды за час до приема пищи.

Спортсменам не рекомендуется пить воду в течение часа после тренировки  (что затрудняет работу сердца). Однако если тренировка длится более 1,5 часов и сопровождается значительным потоотделением, рекомендуется в течение тренировки несколько раз (в идеале — каждые 15 минут) устраивать мини-приемы жидкости (1 глоток) или просто полоскать водой ротовую полость. При этом можно использовать не обычную воду, а электролитные напитки, что позволит восполнить потерю солей и микроэлементов.

1.ПРОГРАММА "ЗДОРОВЬЕ"

2.ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ

3. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА и АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (дидактический материал)

4.ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА

5.АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

6.Проект программы мониторинга  

состояния здоровья учащихся МБУ ДО ДЮСШ «Юность»


7.Договор об организации медицинского обслуживания детей


*Обеспечение информационной безопасности детей и подростков в информационно-коммуникационных сетях
В настоящее время информационная безопасность является одной из важнейших проблем современного общества. Информационная безопасность, наряду с государственной, экологической, экономической, физической и другими видами безопасности, вследствие влияния объективных факторов становится неотъемлемой составной частью общей системы безопасности любого предприятия, включая библиотеки. Нарушения системы информационной безопасности могут привести к очень серьезным экономическим потерям, создать угрозу жизни и здоровью персонала предприятий и населению.
На этапе ускоренного развития информационных технологий, обеспечение информационной безопасности стоит перед нами как важный вопрос. Сегодня все страны мира ищут пути для обеспечения информационной безопасности, осуществляя продолжительные мероприятия в этой области.
Говоря об информационной безопасности библиотек, за основу берутся принципы защиты от вредной информации и защиты информационных ресурсов. Мы живем в информационном обществе, где информация считается одним из самым важным ресурсом. Повышение роли информации, информационных ресурсов и технологий в жизни государства, общества и граждан выводит вопросы информационной безопасности на передний план, вследствие чего современное общество  стало практически зависимым от этого. Поэтому защита информации и защита от информации является очень существенным, можно сказать, жизненно важным вопросом. Корнем проблемы является ускоренное развитие интернета, защита систем программного обеспечения, созданных на основании новых веб-технологий. Действенными способами являются усиление защиты, изучение и поддержание нововведений, появляющихся каждый день.
Обеспечение безопасности создаваемых и хранимых в библиотеках страны традиционных, магнитных и электронных информационных ресурсов, применяемых для этого технологий, должно рассматриваться как один из вопросов национальной безопасности РФ и тесно увязываться с утвержденной Концепцией национальной программы сохранения информационных ресурсов.
 К объектам информационной безопасности в библиотечной сфере относятся права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества.
Информационная безопасность библиотек, прежде всего, рассматривается с точки зрения доступности информации.
Общедоступная информация свободно предоставляется, передается, тиражируется, распространяется по принципу: что не запрещено законом, то доступно. Именно общедоступная информация является объектом накопления, переработки, анализа, хранения в библиотеках.
Современные библиотеки – это не только источники идей, мыслей, технологий, материализованных в виде книг, журналов, диссертаций, но и автоматизированные информационные центры, имеющие в своей структуре медиатеки, интернет-кафе. Применяя в своей работе аудио и видео-оборудование, спутниковое телевидение, интернет-технологии, библиотеки волей неволей могут стать распространителями приемов и сведений, наносящих вред личности гражданина (порнография, наркомания, бранные выражения, 25-й кадр, расистские высказывания, азартные игры и др.). Здесь же может иметь место манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
За последние годы в результате значительного повышения обеспеченности компьютерами россиян и подключения к Интернет пользовательская активность детей и подростков резко возросла.
По данным Центра Безопасного Интернета в России 10 миллионов детей в возрасте до 14 лет активно пользуется Интернетом, что составляет 18% интернет-аудитории нашей страны.
При этом несовершеннолетние меньше, чем взрослые, подготовлены к проблемам, с которыми могут столкнуться в сети, и нередко остаются беззащитными перед ними. Именно дети и подростки сегодня менее всего защищены от потока негативной информации в Сети.
Распространение запрещенной литературы приравнено к возбуждению межнациональной розни, за которую статья 280 Уголовного Кодекса РФ предполагает лишение свободы до пяти лет.
Ограничение доступа к такого рода информации – следующий этап в обеспечении информационной безопасности личности.
В этой связи следует отметить явное несоответствие: с одной стороны – обеспечение неограниченного доступа к информационным ресурса, с другой – ограничение доступа к информации.
Поскольку библиотеки открывают уникальный доступ к информационным ресурсам, достижениям науки и техники, произведениям литературы, культуры, искусства, предоставляя своим читателям возможность знакомиться с книгами, периодическими изданиями, кинофильмами, видеофильмами, музыкальными произведениями и электронными документами, необходимо уделить внимание информационной безопасности как самих информационных ресурсов, так и содержащейся в них информации.
Информационная безопасность библиотечного фонда
С начала XXI века терроризм как явление стал объектом повышенного внимания. Одна из причин этого явления - вступивший в действие Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 114 от 25 июня 2002 г, в котором было определено понятие «экстремистские материалы», а также установлена ответственность за их распространение. В соответствии с этим законом информационные материалы могут быть признаны федеральным судом экстремистскими по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществляющей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве либо уголовного или гражданского дела.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2013 года на Министерство
юстиции возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет списков экстремистских материалов. Эти материалы пополняются 1 раз в неделю.
Наша задача - регулярный просмотр этих списков и выявление запрещенных материалов у себя в библиотеке, своевременное удаление их из фондов.
Состав материалов, признанных экстремистскими, разнообразен. Это – книги, брошюры, выпуски или отдельные статьи из периодических изданий, листовки, плакаты, лозунги, интернет-сайты, видео. Среди авторов запрещенных произведений - политические и религиозные деятели, журналисты, а также анонимы, пишущие свои обращения.
Материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, не подлежат распространению на территории Российской Федерации.
Лица, виновные в незаконном изготовлении, распространении и хранении в целях дальнейшего распространения указанных материалов, привлекаются к административной, либо уголовной ответственности, ст. 20.29 кодекса об административных правонарушениях РФ («Производство и распространение экстремистских материалов которая влечет штраф или административный арест на 15 суток.
Даже при неглубоком поиске в сети Интернет легко обнаружить сайты, где положительно оцениваются такие социально опасные явления, как сатанизм, сектантство, расовая и национальная нетерпимость, педофилия, различные виды сексуальных извращений наркотизм и т.п. Отмечается появление сайтов, принадлежащих организованным преступным группировкам и террористическим организациям, через которые они не только обмениваются информацией, но и пытаются пропагандировать свои идеи и образ жизни. Молодые люди с неустойчивой психикой при посещении подобных сайтов могут активно воспринять пропагандируемые здесь взгляды и перенести их в свою повседневную жизнь.
Более того, возможность анонимного участия в сетевом общении нередко формирует у молодых людей представление о вседозволенности и ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде
Чаще всего несовершеннолетние пользователи попадают на опасные странички случайно. Многочисленные всплывающие окна, неверно истолкованные поисковиком запросы, ссылки в социальных сетях – все это приводит ребенка на сайты небезопасного содержания.
Угрозы, подстерегающие в локальной сети :
1. Порнография.
2. Депрессивные молодежные течения.
3. Наркотики.
4. Сайты знакомств, социальные сети, блоги и чаты.
5. Секты.
6. Экстремизм, национализм и фашизм.
 Здесь хотелось бы  напомнить о правилах безопасности для детей в интернете, я их зачитывать не буду, с ними вы можете ознакомиться в листовках «Правила безопасности для детей в интернете». (прилагается листовка)
Правила безопасности для детей в интернете.
1. Посещайте сеть вместе с детьми, поощряйте их делиться опытом использования Интернета.
2. Научите детей доверять интуиции - если их в интернете что-то беспокоит, пусть сообщат вам.
3. Помогите ребенку зарегистрироваться в программах, требующих регистрационного имени и заполнения форм, не используя полной информации (имени ребенка, адреса электронной почты, номера телефона, домашний адрес). Для этого можно завести специальный адрес электронной почты.
4. Настаивайте, чтобы дети никогда не давали своего адреса, номера телефона и другой личной информации, например, места учебы или любимого места для прогулки.
5. Объясните детям, что в Интернете и реальной жизни разница между правильным и неправильным одинакова.
6. Детям никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета, так как эти люди могут оказаться не теми, за кого себя выдают.
7. Скажите детям, что далеко не все, что они читают и видят в Интернете, - правда, приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
8. Контролируйте детей с помощью современных программ, которые отфильтруют вредное содержимое, помогут выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он там делает.
9. Настаивайте, чтобы дети уважали чужую собственность, расскажите, что незаконное копирование музыки, компьютерных игр и других программ - кража.
10. Научите детей уважать других, убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего тона действуют везде - даже в виртуальном мире.
11. Установите несколько четких и жестких правил для ребенка, чтобы контролировать расписание, время подключения и способ использования им Интернета. Убедитесь, что установленные правила выполняются. Особенно важно контролировать выход ребенка в Интернет в ночное время.
12. Хороший антивирусник - союзник в защите вашего ребенка от опасностей Интернета.
13. Ребенку не следует давать свой пароль кому - либо, за исключением взрослых членов семьи.
14. Следует объяснить ребенку, что не следует делать того, что может стоить семье денег.
Рекомендации по реализации Федерального закона РФ от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ10
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Закон). Библиотекам, как и всем учреждениям, предоставляющим информацию детям в печатном или любом ином виде, предстоит большая работа по определению ряда мер, необходимых для исполнения данного закона.
Принятие нового закона, построенного на принципе ограничения, а не свободного доступа к информации, вызвало и продолжает вызывать неоднозначную реакцию педагогов, библиотекарей, представителей отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Но закон есть закон и его выполнение
обязательно.
Несмотря на существующие противоречия в трактовке применения нормативного документа, Закон имеет прямое отношение к библиотекам.
Все поступления в общедоступные библиотеки, выпущенные в оборот с 1 сентября 2012 г., должны иметь знак информационной продукции на самой продукции и в каталогах информационной продукции (п. 4, ст.' 11). Для библиотек имеет значение, что исключение составляют:
• учебники и учебные пособия, рекомендуемые или допускаемые к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством РФ в области образования;
• периодические печатные издания, специализирующиеся на распространении информации общественно-политического или производственно- практического характера.
Настоящий Закон не распространяется на отношения в сфере: оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию; оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества.

Размещают знак информационной продукции, в соответствии с Законом, производитель и распространитель информационной продукции, согласно п. 1 ст. 12

    • для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «О» и знака «плюс» - 0+
    • для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака«плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет» -  6+
    •  для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) тестового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет» -  12+
    •  для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет» -16+
    • запрещённой для детей, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей» -18+
На практике видно – издательства явно завышают планку, идет несоответствие возраста, таким образом издательства снимают с себя ответственность.
Так в целом звучат нормы Закона, о которых следует помнить.
Уважаемые коллеги, отмечу, что в дополнение к Закону вышли рекомендации по применению Федерального закона РФ от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в отношении печатной  (книжной) продукции, утверждённые Министерством связи и массовых коммуникаций РФ- 22 января 2013 года. Они подготовлены с учётом обсуждений, прошедших в Роспечати с участием представителей отраслевых общественных организаций, ведущих издательских домов, библиотечного сообщества.

Зачитаю некоторые из рекомендаций, которые ранее не были прописаны в Законе:

    • Знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении распространения информационной продукции среди детей указываются на полосе издания, содержащей выходные сведения.
    • Знак информационной продукции по размеру не должен быть меньше шрифтов, используемых на полосе издания. Знак информационной продукции дополнительно
может указываться на обложке издания.
В отношении информационной продукции, запрещённой для детей, знак информационной продукции в обязательном порядке размещается на первой стороне обложки издания. Знак информационной продукции по размеру должен быть не меньше шрифтов, используемых на обложке, должен быть хорошо виден и учитывать дизайн книжной обложки.

Знаком информационной продукции не маркируются:

    • издания, содержащие нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
    • издания, содержащие информацию о состоянии окружающей среды;
    • издания, содержащие информацию о деятельности государственных органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств.

Концепция детской информационной безопасности